• Забег
    Сотрудник КСП принял участие в «ЗаБег.РФ» 
  • Бюллетень
  • Донор
    Сотрудники КСП приняли участие в акции «День донора» 
  • Поход
    21 февраля сотрудники КСП приняли участие в пешем походе 
  • Проверка нацпроекты
    Информация о результатах мониторинга нацпроектов 

Бюллетень СПРФ №9 «Материнский капитал»

« Назад

Бюллетень СПРФ №9 «Материнский капитал» 05.10.2021 00:00

Контрольно-счетной палатой Забайкальского края проведена проверка реализации регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» в 2019–2020 годах, в рамках которого осуществляется в том числе выплата регионального материнского капитала. В целом финансовая поддержка семей при рождении детей направлена прежде всего на достижение целей демографического развития государства, в частности на увеличение суммарного коэффициента рождаемости. Как показала проверка, имелся существенный риск того, что цель регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» по увеличению к 2024 году суммарного коэффициента рождаемости в Забайкальском крае до 2,025 детей на 1 женщину (среднее число рождений у одной женщины в возрасте от 15 до 49 лет), обеспечивающего естественный прирост населения, не будет достигнута. В Забайкальском крае наблюдается устойчивая тенденция к снижению суммарного коэффициента рождаемости: с 2014 по 2020 год его значение снизилось на 15,8 % (с 2,08 до 1,75). По нашему мнению, предоставляемые в рамках регионального проекта выплаты семьям при рождении в них детей, в том числе предоставление регионального материнского капитала, не являются определяющим условием их рождений, что свидетельствует о несбалансированности мероприятий и целевых показателей проекта. Ведь на уровень рождаемости в большей степени влияет целый ряд факторов, характеризующих качество жизни в регионе (уровень доходов населения, доступность жилья, доступность дошкольного образования и т. д.). Учитывая текущее состояние этих показателей в Забайкальском крае (по данным РИА «Рейтинг», в 2020 году край занимал 84 место из 85 по качеству жизни среди регионов РФ, в 2019 году – 82 место), можно сделать вывод, что объективные предпосылки для роста суммарного коэффициента рождаемости отсутствуют. Стоит отметить, что в настоящее время цель регионального проекта скорректирована и более четко коррелирует с его задачами и мероприятиями. Проанализировав применение в 2019–2020 годах инструментов финансовой поддержки семей при рождении детей, мы установили, что в сравнении с Указом Президента Российской Федерации № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее – Указ № 606), региональным нормативным правовым актом были существенно ограничены категории семей, имеющих право Дмитрий Белоус аудитор Контрольно-счетной палаты Забайкальского края Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации, 2021, № 9. Материнский капитал 87 на получение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей. Так, в крае применялись не предусмотренные Указом № 606 критерии и условия. Например, право на выплату имели только семьи, имеющие в своем составе двух и более несовершеннолетних детей, т. е. право семьи на получение выплат при рождении третьего ребенка ставилось в зависимость от возраста предыдущих детей. Кроме того, право на выплату имели только те семьи, где предыдущие дети проживают совместно с родителями. Также было определено, что семья может воспользоваться правом на выплату один раз, т. е. только на одного ребенка, независимо от количества рожденных в последующем детей. По итогам проверки, благодаря настойчивой позиции Контрольно-счетной палаты и при поддержке прокуратуры Забайкальского края, региональным парламентом принят и вступил в силу с 1 января 2021 года соответствующий закон в целях устранения местных ограничений, не предусмотренных Указом № 606. Это позволило существенно увеличить количество семей в Забайкальском крае, которым оказывается финансовая поддержка при рождении детей.