• XIV заседание Магаданской областной Думы отчет КСП
    XIV заседание Магаданской областной Думы 
  • Ассоциация МКСО
    XI заседание Ассоциации КСО Магаданской области 
  • КСО
    Совет контрольно-счетных органов при СП РФ 

Внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета за 2023 год

« Назад

Внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета за 2023 год 11.07.2024 00:00

В соответствии с планом работы на 2024 год КСП Магаданской областипроведена внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета за 2023 год ибюджетной отчетности25главных администраторов.

Проверкой отчетности за 2023 год выявлены отдельные нарушения, в числе которых требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету фактов хозяйственной жизни, повлекших искажение показателей отчетности по состоянию на 01.01.2024 на сумму 2 064,1 млн рублей, в числе которых завышение:

  • кредиторской задолженности по доходам на 1 666,4 млн рублей (не начисленные безвозмездные поступления);
  • дебиторской задолженности по выплатам на 150,1 млн рублей (в том числе 122,3 млн рублей сомнительная задолженность 4 контрагентов, признанных по решениям суда несостоятельными);
  • капитальных вложений на 185,8 млн рублей, из них отражение ранее установленного срока на сумму авансовых платежей 155,1 млн рублей.

По результатам внешней проверки объектам аудита направлены заключения с рекомендациями об устранении нарушений в 2024 году и недопущению неэффективных расходов.

Исполнение бюджета области за 2023 год реализовано в условиях санкционного давления со стороны западных стран, которое привело к усилению волатильности валютного курса, цен на основные экспортируемые товары, нарушению транспортно-логистических цепочек в производственном и потребительском секторах.

Экономика региона в 2023 году продолжала развиваться в условиях нестабильности учетных цен на драгоценные металлы по: золоту от 4 080 до 6 223 руб./1 грамм; серебру от 49 до 77 руб./1 грамм.

Основные параметры бюджета соблюдены в пределах ограничений, установленных БК РФ и соглашением о реструктуризации.

  1. Магаданская область находится на первом месте по росту доходов среди 11 регионовДальневосточного федерального округа.Общий размер доходов областного бюджета, относительно предыдущего периода, вырос на 8 627,9 млн рублей или 20% с 47 372,0 до 56 999,9 млн рублей и составил 91,4 % от уточненного плана по данным бюджетной отчетности (62 339,5 млн рублей).

Размер налоговых и неналоговых доходов в 2023 году составил 67%, поступивших с ростом к предыдущему периоду на 6 700,0 млн рублей или 21% с 31 784,8 до 38 484,8 млн рублей (или 90% от плана 42 554,3 млн рублей).

В структуре доходов бюджета налоговые поступления занимают наибольший удельный вес 64% или 36 248,0 млн рублей.

Доля безвозмездных поступлений за отчетный период от общих доходов составила 33% с ростом к 2022 году с 15 587,1 до 18 515,0 млн рублей (в том числе из федерального бюджета 87% или 16 113,4 млн рублей).

  1. Расходы областного бюджета, относительно предыдущего периода, выросли на 8 577,2 млн рублей или 16,5% с 52 096,9 до 60 674,1 млн рублей или 97% от уточненного плана 62 779,1 млн рублей.

Наибольший объем расходовв отчетном периоде (95%) исполнен в рамках реализации 27 государственных и одной ведомственной программ с ростом на
8 175,1 млн рублей к аналогичным показателям 2022 года с 50 412,4 до 57 631,3 млн рублей.

Резервный фонд Правительства Магаданской области исполнен в 2023 году, относительно предыдущего периода, с ростом в 2,5 раза с 640,9 до 1 604,0 млн рублей, основной объем которого направлен на: единовременные выплаты отдельным категориям граждан, принимающим участие в специальной военной операции; восстановление объектов в г. Ждановка Донецкой Народной Республики.

Дорожный фонд исполнен, относительно предыдущего периода, с ростом на 2% или 41,9 млн рублей с 2 119,4 до 2 161,3 млн рублей (из них средства федерального бюджета 401,2 млн рублей или 19%).

  1. Бюджет исполнен с дефицитом в объеме 3 674,2 млн рублей или 9,5 % по отношению к налоговым и неналоговым доходам (38 484,8 млн рублей), не превысив ограничений в размере 10%, установленных условиями соглашения о реструктуризации.
  2. По размеру государственного долга по состоянию на 01.01.2024 Магаданская область находится на 6 месте среди 11 регионовДальневосточного федерального округа, объем которого, относительно аналогичного показателя прошлого периода, вырос на 2 203,3 млн рублей с 17 980,3 до 20 183,6 млн рублей и составил 52% налоговых и неналоговых доходов.

В структуре госдолга основную долю (2022 год - 77%, 2023 год - 73%) занимают бюджетные кредиты, объем которых, относительно предыдущего периода, вырос на 813,3 млн рублей или на 6% с 13 870,3 до 14 683,6 млн рублей.

Доля долговых обязательств по государственным ценным бумагам и коммерческим кредитам составила в 2022 году - 23%, 2023 году - 27%, объем которых вырос на 1 390,0 млн рублей с 4 110,0 до 5 500,0 млн рублей или 14% от суммы доходов без учета безвозмездных поступлений, что в пределах уровня долговой нагрузки (44%), установленного соглашением о реструктуризации.

Изменилась структура государственного долга (20 183,6 млн рублей): за счет увеличения бюджетных кредитов на замещение рыночных заимствований; роста обязательства по государственным ценным бумагам, так:

  • основную долю заимствований 73% (в 2022 году - 77%) составляют бюджетные кредиты, объем которых к 2022 году вырос на 813,3 млн рублей с 13 870,3 до 14 683,6 млн рублей;
  • коммерческие кредиты (доля в 2022 году - 17%, 2023 году - 12%) напротив снизились на 610,0 млн рублей с 3 110,0 до 2 500,0 млн рублей;
  • обязательства по ценным бумагам (доля в 2022 году - 6%, 2023 году - 15%) увеличились на 2 000,0 млн рублей с 1 000,0 до 3 000,0 млн рублей.

Затраты на обслуживание государственного долга в 2023 году исполнены с ростом к предыдущему периоду с 353,8 до 532,6 млн рублей на 178,8 млн рублей или 1,5 раза, что в основном обусловлено уплатой процентов:

  • по коммерческим кредитам со снижением на 28,8 млн рублей или 9% с 300,4 до 271,6 млн рублей, размер которых от общих расходов на обслуживание составил в 2022 году – 85%, 2023 году – 51%;
  • по ценным бумагам с увеличением на 185,9 млн рублей в 6 раз с 32,9 до 218,8 млн рублей, размер которых от общих расходов на обслуживание составил в 2022 году – 9%, 2023 году – 41%.

Таким образом, меры поддержки из федерального бюджета, в целом оказали небольшое влияние на снижение уровня долговой нагрузки. Так при изменении структуры государственного долга за счет бюджетных кредитов на замещение рыночных заимствований увеличились обязательства по государственным ценным бумагам, соответственно вырос объем госдолга и расходы на его обслуживание.

  1. Дебиторская задолженность за отчетный период увеличилась на 8 091,3 млн рублей или в 1,4 раза с 20 625,1 до 28 716,4 млн рублей, из них:
  • по доходам с ростом на 6 007,5 млн рублей или в 1,4 раза с 15 644,5 до 21 652,0 млн рублей, основная из которых на 5 642,1 млн рублей с 13 251,3 до 18 893,4 млн рублей поступления из федерального бюджета;
  • по выплатам выросла на 2 083,8 млн рублей с 4 980,6 до 7 064,4 млн рублей, из них 7 034,2 млн рублей авансовые платежи, в том числе 6 757,5 млн рублей на капвложения.
  1. Кредиторская задолженность с начала отчетного периода снизилась на 6 629,6 млн рублей или на 61% с 10 871,5 до 4 241,9 млн рублей, в том числе:
  • по доходам на 3 824,7 млн рублей или на 64% с 5 964,9 до 2 140,2 млн рублей;
  • по выплатам на 2 804,9 млн рублей или в 2 раза c 4 906,6 до 2 101,7 млн рублей, в том числе основной объем обязательства минфина области в сумме 1 551,4 млн рублей - привлеченные с единого счета бюджета средства государственных бюджетных и автономных учреждений, подлежащий возврату на их счета.

Результаты внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2023 год, включающей внешнюю проверку бюджетной отчетности, утверждены коллегией КСП и направлены в Магаданскую областную Думу и Правительство Магаданской области.